Владимир КОТЛЯРОВ, Антон ОВЧАРЕНКО: презентация книги и направления (11.IV.2007)

Nemoe_t1

Книга этих двух донецких студентов называется «Немое время».
На обложке – «Герника».
А новое литературное направление, неизбежность которого они без тени смущения провозгласили в этот день, названо ими бронзово-мраморно: «Скульптуроэзия»

Основоположник направления Владимир Котляров прочитал манифест «Без тени смущения», посвященный «заколдованной ткани» наших «собственных существ».
Потом Владимир и Антон читали свои стихи.
Потом – отвечали на вопросы…

- Я не понял, вы против всего, что было до вас? (А. Чушков).

- Да, это нам мешает (В. Котляров).

- А есть величины, на кого вы ориентируетесь? (М. Панчехина).

- Кафка. Пушкин.

Nemoe_t

ОБСУЖДЕНИЕ

- Не очень ново… Тексты интересны, но не потому, что этого не было… (М. Панчехина).

- Истинную поэзию нужно понимать душой, а не глазами (Ю. Соняч).

- Приятно, что есть такое в наше время… (Е. Терехова).

- Я не разбираюсь в поэзии. Но, по-моему, такая поэзия не попадает в душу. Доходит то, что просто и ясно (А. Кимахиша).

- Есть образное мышление. Есть смелость. Но мне ближе традиционная поэзия… (Владимир).

- Я приветствую молодое поколение. Хотя то, что мы услышали, на 90-95% вторично. Ну, может только «Авиньонские девицы», там что-то есть… В своих поисках слишком торопитесь. Душа не успевает за рукой. Должно быть сопротивление материала (как говорил Петр Павлович [Свенцицкий]). Что легко пишется – легко и забывается. Желаю успехов – и большей выдержанности. Понять, где вы и в чем ваша индивидуальность (А. Куралех).

- Я тоже приветствую – они хотят сделать что-то новое. Радует, что у них есть позиция. Но что получается: они пытаются разрушить прошлое, а возникает консервация настоящего. И я подумал: что будет с вами? И стало печально. Будут ребята менеджерами… (А. Чушков).

- Я советую вам прислушаться к тому, что сказал Куралех. Я хотела бы: когда возникает новое направление, чтоб первой скрипкой была художественная составляющая. Метода вредит поэзии – вредит теория, если она до художественных образцов. Если вы поэты – советую писать и не заморачиваться (В. Шмырова).

В этот же вечер Лера ШМЫРОВА, живущая сейчас в городе Белгороде, рассказала белгородских литераторах.

А.К.

БЕЗ ТЕНИ СМУЩЕНИЯ

Посвящается заколдованной ткани ваших собственных существ

Молодое поколение чудовищно и несправедливо обманули: познав превращение Кафки, тошноту Сартра, отрешенность Хайдеггера, веселую науку Ницше, стали ли мы чувствовать себя счастливее, узнав, что всем нам, по сути, плевать друг на друга, что мораль — это прикрытие для бессовестности, что из-за эгоизма мы никогда не сможем жить счастливо? Нет. Стали ли мы утверждать, что прорубили окно в будущее искусства? Нет.

Страдая в отвратительном, изуродованном мире, растлившем своих жителей, больные цивилизацией, мы встретились, чтобы ударить молотом Скульптуроэзии по обветшалым столпам XX века.

Молот Скульптуроэзии

закрытая замкнутая форма
цель
замысел
анархия
молчание
законченное произведение
участие
творчество — синтез
присутствие
рассеивание
граница
семантика
метафора
корни — глубина
интерпретация — толкование
означаемое
письмо
симптом
тип
истоки — причины
метафизика
неопределенность
идиолект

Сейчас, находясь между Сциллой и Харибдой, вопреки эстетическому чванству, под шквалом наивности убогих наемников постмодернизма, мы выдвигаем на первый план магический идеал равновесия всех способностей человеческого духа.

Мы стремимся с полным бесстрастием заставить слова онеметь и осуждаем деградацию культуры в современном мире. В искусстве непознаваемого нет, если оно не служит для отражения реальности. Смысл творчества — в уловлении мгновения.

Кто удовлетворился стандартами, тот испустил навсегда дух современности.

Мы налагаем табу на поэтическую речь. Цель скульптуроэтов -вывести читателей из состояния гипноза, которое вызывает в поэтических произведениях рифма и метр, противопоставить всем жанрам поэзии верлибр, который должен будет походить скорее на скульптуру, чем на музыку, обращаться к зрению в большей мере, чем к слуху.

Поэтическая речь не есть речь практическая. Стих, произнесенный вслух, существует, пока существует момент речевой динамизации. Стих, прочитанный глазами, остается статичным. Текст есть скульптура.

Сквозь призму спонтанной клоунады мы не отвергаем все условности литературных школ, бывших до нас, но мы уверены, что только всепроникающее настоящее способно вносить в картины дня ощущение праздничности.

Постмодернизм совратил многих начинающих писателей, до сих пор паразитируя, как клещ, в теле литературы. Мы освободились от ловушек вялых глупостей Вадима Степанцова, Дмитрия Быкова, Тимура Кибирова и прочих бессильных литературных калек, которые оправдывают свою скомканную бездарность тем, что ничего нового сказать уже нельзя.

Для Немого Статичного Слова мы выделяем несколько отличительных правил:

  1. На основе скульптурных особенностей — движения самодовлеющих образов внутри верлибра, ритмичности, моделировки формы — высекать резцом холодного мастера ослепительного Давида содержания.

  2. Передавать неуловимое переживание, причем далеко не всегда при помощи образов создавать правильное понимание предмета, о котором шла речь. Красотой, утонченностью и хрупкостью заменять потребность в описании.

  3. Достигнуть отсутствия любых различий между естественным и сверхъестественным, слияние субъекта и объекта, ориентирование на парадокс — совмещение несовместимого.

  4. Неологизмы могут быть и не поняты, но оно обязано вызывать определенные ассоциации у читателей.

  5. Отрицать разделение на строфы в структуре верлибров — произведение должно быть цельным организмом, образы должны лежать в одной плоскости. Только независимая строка, разделяющая изнеможенные от последовательной усталости слова, является мельчайшим элементом литературной Вечности.

  6. Проникнуть в глубины языкового процесса, придать буквам женские и мужские начала, переосмыслить понятие слога.

Украинский лингвист А. А. Потебня писал: «В слове мы различаем: внешнюю форму, то есть членораздельный звук, содержание, объективируемое посредством звука, и внутреннюю форму, или ближайшее этимологическое значение слова». Мы пишем: «В слове мы различаем: содержание, объективируемое посредством буквы, и внутреннюю форму, или ближайшее этимологическое значение слова. Внешнюю форму, то есть членораздельный звук, мы отвергаем».

Таким образом, можно представить две схемы, по которым читатель определит различие между традиционной трактовкой понимания слова и трактовкой скульптуроэтов:

Слово Потебня:

план выражения

план содержания

звуки

семантика

 

Слово скульптуроэзия:

план выражения 

план содержания

буквы

семантика

Мы развиваем до совершенства предположение, что высший уровень искусства состоит в том, чтобы все предметное делать беспредметным, постижимое и осязаемое же окутывать завесой загадочности.

В произведении вместо временной последовательности причина и следствие должны быть единым целым. Мир — стекло, и если разбить его на осколки, в каждом обнаружится та же структура.

В каждой эпохе искусство развивается за счет двух катализаторов: неудовольствие от жизни и невозможность более приспособиться к ней.

Искусство — это стремление к гармонии и покою. Абсолютная формула искусства: бесконечность+покой. Для нас поэзия — высший род бесконечности, скульптура — высший род покоя.

Поэтому мы отдаем пальму первенства скульптуроэзии как заключающей в себе части совершенного искусства, поэтому слово для нас станет строительным материалом, из которого с широтой и полнотой мы разовьем, как память, сверхвыразительный перелом в стихосложении.

Мы — зоркие искатели, несущие новое неистовое слово Скульптуроэзии.

Владимир Котляров (скульптуроэт)

Антон Овчаренко (скульптуроэт)

Обсуждение

Анисимов Николай Алексеевич пишет:

19 марта, 2009

Рецензия на оригинальную книгу стихов «Немое время» В. Котлярова и А. Овчаренко.
В ситуации столкновения старого и нового, детей и отцов, а мои реакции на эту книгу и есть такая ситуация, легче всего отцам назвать мнение противоположной стороны назвать «бредом» или чем-то в этом роде и тем самым легко отделаться. Но данная книга и отдельные моменты ее содержания достойны иного подхода.
Поскольку собрать в одно законченное целое суждения об этой книге требует больших затрат времени и усилий, позволю себе ограничиться изложением впечатлений и суждений, возникающих у меня по ходу внимательнейшего прочтения этой книги.
Читать полный текст рецензии

Виктор пишет:

12 марта, 2010

Хмм. Скульптуроэзия .. Бывает же такое )

TrackBack URL

Оставьте комментарий:

Кораблевник, 1992-2019 Creative Commons License
Для связи: ak@korablevnik.org.ru