Елена МОРОЗОВА: Презентация сборника рассказов «Раз-два-сказики» (13.X.2010).

Известный донецкий поэт Елена Морозова обратилась к прозе. И вскоре издала сборник рассказов. На вечере она прочитала около десяти: «Туман», «Лети, казак», «Михаил Захарыч», «Шутка» и др.
ВОПРОСЫ

- Как вы относитесь к своим рассказам? (Ю. Омельченко).

— Я их люблю. Потому что написание их приносило мне радость.

- А правили часто?

— Вечером писала, а утром правила. Но мало. Очень больно было выбрасывать. За четыре месяца, с ноября по март, я написала 40 рассказов. Из них 33 вошли в книжку.

- Да ты просто герой соцтруда! Но вот бытует мнение, что все стОящее автору дается в муках. Так признайся: муки были? (В. Верховский).

— Нет, радость была.

- Тревожный симптом… (В. Верховский).

- Что подтолкнуло вас к написанию таких рассказов, мистических? (В. Пилипенко).

— В моей жизни мистика присутствует на каждом шагу.

- А вы Борхеса читали? (А. Чушков).

— Читала, но он не мой писатель.

- А Бредбери?

— Да, нравится.

- А дети у вас есть?

— И дети, и внуки… Но вообще-то моя семья странно реагирует на мое творчество…

- Твои герои не меняются, какие-то закостеневшие… (В. Верховский).

— А Кеша? Кеша у меня развивается!

- Но мы его любим не за это. Как в анекдоте про Чайковского… (В. Верховский).

- А сказочные герои имеют право не изменяться… (М. Кадубина).

ОБСУЖДЕНИЕ

Людмила Бражникова:

— Великолепно!

Ирина Молочко:

— Я прочитала твою книгу не отрываясь… Потому что она и создавалась на одном дыхании. Все рассказы такие душевные и трепетные, такие незащищенные!..

Владислав Пилипенко:

— Очень здорово…

Александр Чушков:

— Если бы Рэй Бредбери был девочкой, он бы, наверное, тоже писал такие рассказы… Два рассказа понравились, остальное слащавенькое, гламурненькое…

Юлия Омельченко:

— Сладенькое, хорошее, легкое…

Алексей Куралех:

— Талантливо… И диалоги получаются, и окончания… Но есть и некоторое однообразие: рассказы построены на одном приеме (проза жизни смешивается с фантастикой)…

Елена Пикус:

— Столько добра, столько света… Она не слащавая – она чистая и теплая. Чего в нашей жизни нечасто увидишь. Вспомнилось, как сказал один священник накануне Великого Поста: вы можете иногда оскоромиться, но главное — не ешьте друг друга!.. У вас много поэзии… Нравятся концовки – ударные…

Маргарита Кадубина:

— Самое ценное в этих рассказах – атмосфера добра, тепла… Если добавить динамику (это же несложно), то эта атмосфера (когда тепло и хорошо) исчезла бы… Мне кажется, Лена угадала жанр и его закон… Слушая эти рассказы, вспоминаешь свое детство… А сладко это или не сладко – это субъективно, кому как…

Евгения Перепенченко:

— Сказки для взрослых…

Аня:

— Очень светлые, очень позитивные…

Надежда Новицкая:

— Очень образно, необычно…

Марина:

— От вас свет идет…

Наташа Андрюшина:

— Хорошо вас слушать: словно снится сон…

Вячеслав Верховский:

— Как сказал пред-предыдущий оратор, сложно что-либо добавить. Поэтому я буду отнимать. Но перед этим – маленький эпиграф. Буквально пару дней назад мне позвонила Морозова и сказала следующее: «Верховский, не приходи». Я говорю: «Почему?» — «Ты меня уже слушал 1000 раз». – Я ответил: «Не 1000, а 100. Но кто считал?» — «Ну ладно, приходи», — сказала Морозова, и я приперся.
Теперь по существу. Заголовок — крайне неудачный. Почему: потому что захожу я в книжный магазин, где тысячи, а может, и десятки тысяч книг, и у тебя на обложке: «Рассказики»… Название должно быть коммерчески обоснованным, это веление времени. Чтоб книгу купили. Чтобы ее открыли. Ты же хочешь, чтобы ее читали?..
Я человек простой, бесхитростный, люблю примитивную ясность во всем. А у тебя как пошел туман… Кстати, хлеб подорожал.
А теперь положительное. Лена Морозова умеет организовать читателя. Когда я взял эту книгу, она мне стала звонить: «Ты прочитал? А на какой странице? А что больше понравилось?..» Хотел, не хотел, а прочитал.
А почему я сказал, что хлеб подорожал? Неспроста. Потому что я гурман, абы кого я поедом не ем, а только того, кого уважаю. И кому желаю добра.
Морозова очень умный человек… Все тут ее хвалили… Что тут сказать: бесконфликтная ситуация, борьба хорошего с лучшим… Но я хочу сказать серьезные вещи: рассказы Морозовой абсолютно беззубы. Все живы. Ни разу не проливается кровь. Где кретины, где ублюдки? Где клошары, наконец? Никто в морду никому не дает. Какое, милые, тысячелетье на дворе? Ты что, забыла основной признак качественного рассказа? Успех рассказа измеряется в литрах пролитой крови, в количестве прокусанных горл, в десятках потерянных навсегда пульсах. А у тебя хоть кто-нибудь хоть раз пульс потерял? Где у тебя упыри, где евреи, где черти, наконец? Лена!..
И еще я хочу сказать, если все это ёрничество отбросить, что рассказы твои, по существу, очень хорошие. Но если прислушаться к тому, что говорили люди, нужно учесть, что в них не хватает и логики (местами), и драматизма, и самого простого: чтобы меня увлекло на первой и выплюнуло на последней странице.
Но хочу сказать тебе напоследок приятное. Я твою книжку пустил по городу, и мне очень многие люди говорили очень хорошие слова о ней. Ну, очевидно, у меня литературный вкус похуже, поэтому остается верить им.

А.К.

Обсуждение

facebook.com Ник пишет:

18 октября, 2010

По прочтению

Бабы, как и положено,
пишут стихи про мороженое
Про сироп, тополя нескучные,
Про любовь проклятую, нивы тучные

Им бы взять и сожрать мороженое,
Внутрь принять, природой положенное…
А стихи? – По бумажке сжигать на дню —
Им полезно. Не знаю, как огню…

Елена Морозова пишет:

19 октября, 2010

На самом деле всё было и так и не так. Я притащила зелёную лампу. Она на красной скатерти стола смотрелась, создавала уют и атмосферу настроения чтения. Хотелось этой атмосферы. Боялась: предыдущий клуб проходил при громких тостах и песнях в соседнем смежном зале. Надела чёрную шаль с белыми – в центре желтое – ромашками. Это тоже для сказки. Хотя жанр моих текстов – не совсем сказка, а если и сказка, то для взрослых. Городская, с элементами мистики, фантазии. Пришло к моему удивлению больше людей, чем ожидала, мои то все – кто заболел, кто на работе, кто где. А кто поддержит? Волновалась. К «фигам в кармане» Славика я уже привыкла и не очень на него надеялась. Ему ради красного словца друга не жаль. И все его хвалебные речи тет-а-тет на публике обретают минусовую окраску. И все же чтение состоялось. Вопросов было больше и ответы были дольше. Сейчас, перечитав, с некоторыми цитатами из своих ответов я не согласна. Выдернутые из целого они сами себе противоречат.
Например, о правке. Правила и много правила, а некоторые и заново переписывала, бывало, тексты шли легче, легко. Также и в стихах, один стих рождается сразу от начала до конца. Только успевай записывать, а иногда исписанные листки летят на пол, а слово, слова не находятся. А жаль, сто Сан Саныч не приводит и свою речь. Без этого возникает ощущение незавершенности, несовпадения описанного с происшедшим. Во всяком случае у меня. И все же я очень благодарна за то, что пришли, что выслушали, что наговорили много теплых слов, что раскупили книги. А то, что присутствуют не только плюсы, должные минусы, ну что ж такова жизнь!
Е.М.

Елена Морозова пишет:

19 октября, 2010

Крекер

Вечерело. Я спешила домой: залезть с ногами в кресло, взять томик Пэлем Вудхауза и вприкуску с крекером «Майский», купленным в супермаркете, наслаждаться жизнью.
Снегоуборочные машины утюжили дорогу. Их мигающие фонари вращались, словно инопланетные станции, пеленгующие землян.
Я взбежала на свой четвертый, распахнула входную дверь с единой мыслью: «Все — отдых!».
И вот: кресло, любимый автор, тающий на губах крекер. Приятное чувство полного отдыха.
Вечернюю идиллию прервал телефонный звонок.
Моя подруга Серафима имела талант появляться виртуально или реально, стоило мне только захотеть уединиться.
— Уже видела?
— Еще не успела. А на что я должна смотреть? — вежливо, но язвительно сказала я с той долей холодности, которая подразумевала: «Ну дайте же человеку отдохнуть в тишине и покое хоть пять минут!».
— Тогда ты еще ничего не знаешь, — Серафима выдержала эмоциональную паузу. — В Интернете завелся джинн!
— Кто?!
— Джинн. Из бутылки. Все желания исполняет. Интернет гудит. Ловят его, заманивают, форумы создают. А он — сам по себе. Выскакивает, где захочет. Кто-то говорит — вирус, а кто-то — что активизировался настоящий джинн и интерактивно вступает в диалоги.
— Симочка, у меня весь вечер было единственное желание и оно, наконец, исполнилось — отдых, отдых и еще раз отдых!
— Поняла. Обнимаю.
Серафима отключилась. А я уткнулась в книгу, но мысли разбегались, джинн выскакивал в них как черт из табакерки; сосредоточиться не получалось, и я с раздражением отложила чтение.
Включила компьютер. Вяло полистала сайты. И в тот момент, когда уже собиралась нажать кнопку «Выключить», экран мигнул — заставка сменилась на «Древний кувшин».
Внизу появилась надпись: «Кликни здесь». Я кликнула — из кувшина выпарился джинн:
— Ну и кто у нас на этот раз… сейчас поглядим… поглядим… — бормотал бородатый дядька в желтой чалме, с лицом джайпурского раджи.
Я выпрямилась. Откинула со лба челку. Смотрины, тоже мне.
Джинн турмалиновым взглядом окинул комнату.
— Представляться?
Меня удивил панибратский тон высказываний уважаемого джинна.
— Будьте так добры.
— Я — Мурад Третий. Вы избраны мною. Загадайте ваше желание. Внизу экрана есть подсказка-список.
Я из любопытства заглянула в список.
Богатство, здоровье, путешествия, семейное счастье, слава, власть. Все, к чему стремилась большая часть человечества, движимая эгоистическими желаниями, было кратко изложено в нескольких пунктах.
— Это все можно загадать? — переспросила я.
— Да. Любое, пожалуйста.
Ситуация была фантастической. Сомнения роились в душе. Я колебалась.
— А зачем вам это?
Мурад Третий почесал бороду.
— Видите ли, я собираю данные для диссертации на тему «Типичные желания землян». Цель моей диссертации состоит в получении структурированной оценки рисков состояния информационной безопасности и повышении эффективности защиты от развивающихся систем.
И тут меня осенило:
— А скажите, вы кому-нибудь об этом говорили? Ну, о диссертации.
Джинн почесал бороду.
— Да вроде бы нет. Вы — первая.
Я рассмеялась.
«Собирать данные — это не исполнять желания. Достали уже эти массовики-исследователи», — думала я, вспомнив недавние приключения с магазином «Совесть» и елочными посылками.
— Пишите мое желание: «Хочу залезть с ногами в кресло, взять томик Пэлем Вудхауза, крекер «Маковый» и чтобы все беспокоящие меня посторонние испарились немедленно». — Слышите? Записали? А теперь — пока. — И я выключила компьютер.
Я еще немного почитала и отправилась спать.
На следующее утро звоню Серафиме:
— Ну, что? Про джинна ничего не слышно?
— Как же! Не слышно! Весь Интернет гудит. Говорят, кто-то пожелал, чтобы он исчез, испарился. Он покинул сеть навечно… А жаль. А вдруг повезло бы? У меня столько желаний.
— Никакие желания он не исполняет. Он диссертацию пишет.
— Почему ты так решила? — удивилась Сима.
Я хотела похвастаться подруге, что это не кто иной, как я его испарила, но не могла сказать ни слова, потому что в этот момент смотрела на крекер. На столике рядом с купленным вчера и наполовину пустым «Майским» лежал нетронутый пакетик «Макового».

2009 г.
Санкт-Петербург, «Магия ПК»
http://www.magicpc.spb.ru/journal/201001/30/01.php

Елена Морозова пишет:

21 октября, 2010

А вот ещё два рассказа «Луна в тумане» и «Михаил Захарович»:
http://istoki.org.ua/node/54

Елена Морозова пишет:

5 ноября, 2010

А вот на днях мне прислали ссылку на журнал русскоязычной Германии «Свиток» с текстом моего рассказа «Туман».
http://www.switok-dfe.eu/Nr.8/Nr%208%20Moros.html

Елена Морозова пишет:

3 декабря, 2010

В Магии ПК мой рассказ «Бонус от «Фортуны»

http://www.magicpc.spb.ru/journal/201012/28/01.php?journal=last

Елена Морозова пишет:

18 декабря, 2010

Рассказ «Миша и Маша» в альманахе «ПОРТ-ФОЛИО» (Монреаль, №168)
http://www.port-folio.org/index.html

Этот рассказ один читатель назвал худшим из того, что я написала, а другой — лучшим. Оба они одного возраста -им за 70-ть.
Первый живет в Израиле, второй — на Украине.
Первый — хороший поэт, второй — ученый-эколог.
Мне же этот рассказ дорог, потому что в нем живут мои дорогие друзья — Миша и Маша.

TrackBack URL

Оставьте комментарий:

Кораблевник, 1992-2019 Creative Commons License
Для связи: ak@korablevnik.org.ru