С. К.: презентация книги афоризмов (10.II.2010)

В роли Конфуция — студент 6-го курса филфака Донецкого университета…

— Может быть, некоторые мысли покажутся знакомыми, однако все афоризмы являются следствием наблюдения над жизнью… Название книги не оригинально, но соответствует содержанию… Я буду делать небольшие паузы, а вы постарайтесь поразмышлять над каждым афоризмом…

ОБСУЖДЕНИЕ

— Понравились паузы между афоризмами. Отдельно я хочу сказать о вашем вступительном слове. Известно, что вы единомышленник и ученик Станислава Васильевича [Медовникова], но я не вижу, каким образом это вас оправдывает. У каждого своя голова на плечах. Кстати, это тоже афоризм, можете записать. Если вы не можете синхронно мыслить и выражать свои мысли с помощью второй сигнальной системы, лучше записать их и прочитать с бумажки (Арсений).

— Ничё так, мне понравились кое-какие фразы… «Не всякое полено родит Буратино»(А. Чушков).

— Ну, я большой поклонник С. К. Поклонник того, как он играет на гитаре. А теперь оказалось, что он и пишет… Мне очень импонирует его скромность. Вот послушайте: «В мировой литературе не так уж и много найдется писателей, которые посвятили свое основное внимание созданию афоризмов…» И тут же: «Заниматься афористикой уже довольно давно стало моей неотъемлемой частью…»
___Мне кажется, что автор опасно плодовит. Мне кажется, что эти строчки, которые в книге, можно просто клепать сотнями, тысячами… И это не уму, не сердцу – как-то проходит мимо, не знаю, почему… Я вроде стараюсь быть чутким. Но когда я читаю строчку Шендеровича (которая, по-моему, стоит всей этой книги): «Мы еще увидим небо в намазах!» — то сразу все понимаешь: игру слов, подтекст… А здесь, мне кажется, много банальностей, а также спорных, а то и совершенно неверных суждений.
___Еще эта дешевая рифма, которая не нужна совершенно. Если мысль интересна, она самодостаточна.
___Практически в каждой строчке, если хорошо покопаться, можно найти аналог, вполне художественный. Например: «Порой капля напоминает океан». Ах, как остроумно! Ах, как глубоко! Но уже есть строчка, и намного художественнее: «В каждой капле спал потоп».
___Если автор называет свои произведения афоризмами, он рискует выглядеть смешным… Вы на меня не обижайтесь, я ж ваш поклонник, вы так замечательно играете на гитаре… Что афоризму абсолютно противопоказано, настоящему афоризму, так это высокопарное морализаторство. А здесь оно сплошь и рядом.
___Некоторые ваши строчки уже были сказаны 1000 раз, вы сказали 1001-й… Я не скажу, что это примитивно, но это наивно и как-то инфантильно… Но вы человек хорошо играющий, вы меня поймете и не станете обижаться… (В. Верховский)

— Если можно, приведите пример… (Автор)

— Та я щас, открываю наугад: «Учителю ответ таков: «Всегда готов!»» Что за чепуха? Или вот: «Лицо ученика – его дисциплина». Конечно. С вами трудно не согласиться. Вот почему она скользкая, моя позиция. Вы правы. Действительно, Волга впадает в Каспийское море. Если я скажу, что она впадает в Красное море, вы скажете, что я идиот, и будете правы. «Тяжелы испытания, но легок полет». Было такое? Было: «Тяжело в учении, легко в бою». А вот: «Помни о своем искусстве, зодчий». А чего ему забывать-то? Лев Толстой даже перед смертью вспоминал свои произведения, уже в бессознательном состоянии, что-то там шептал… (В.В.)

— Он не шептал, а вот так рукой делал… (С. Медовников).

— Ну да, вы ж помните…

— Нет, этого я уже не помню…

«Обособление смерти подобно». Не скажите! Одиночество – прекрасно (В.В.).

— Я с вами не согласен… (Автор).

«Золото лжеца – все из свинца». Почему? Иногда хороша ложь… (В.В.)

— Опять с вами не согласен… (Автор).

— Вот еще одно – и заткнусь: «Хозяин добрых дел – добрых дел своих хозяин». Что за безумие? Накручено, наверчено… Нужно яснее изъясняться. «Делу время – медитации час». Ну, поставили вместо «потехи» «медитацию» — и что? А вообще вы молодец. Потому что вы играете замечательно. Когда вы играли, я испытывал огромное удовольствие. Мне очень нравится, как вы перебираете струны. Жаль, что вы не взяли гитару… (В.В.)

— Не хотела говорить, но скажу. Мнения публики были злые. Хотя со многим я согласна. Мне кажется, что у С. все-таки есть наблюдательность. Единственный минус – не всегда отличает свои мысли от общих, народных. Хотя есть фразы, которые обращают на себя внимание. Например, фраза: «Лицо ученика – его дисциплина». В ней что-то есть. Что очень мешало – попытки объяснить собственные фразы… Возможно, не надо было делать из этого книгу (М. Панчехина).

— Маленькая реплика. То, что вы написали, это очень серьезно. Но, мне кажется, афоризм не должен быть таким серьезным… (В.В.).

— У меня как-то вызвало внутренний протест само слово «афоризм». Это предполагает очень высокий уровень… (М.П.).

— Когда иностранцы изучают язык, они учат кучу пословиц. Но потом, когда их слушаешь, становится немного не по себе. Когда идут два африканца и разговаривают между собой, как царевичи… Вот и С. так же… (Дали).

— Корней Чуковский в 1921-м году написал: «Трудно быть Маяковским». Наверное, трудно быть и Сашей Черным, и Эмилем Кротким… Но всего труднее – стать самим собой. И при всех издержках производства, при всех сомнительных, необработанных фразах – то положительно в С., что он идет своим путем, упорно и постепенно… И совершенно правильно сказала Маша: напрасно называть это афоризмами. Афоризмов, С., в вашей книге пока нет. Афоризм – это сложная структура, в нем должен быть контрапункт, парадокс, он должен быть новым и в то же время всеобщим… Это самый трудный жанр, даже Черчилль придумал всего 2-3 афоризма за всю свою долгую жизнь. Лучше бы это как-то по-другому назвать… Сложность в том, что до вас уже столько сказано… Можно взять какую-то фразу, одно слово заменить – и будет новое. Как в приведенном примере из Шендеровича («небо в намазах»). На самом деле это дешевка, конечно. Это то, что приходит на ум: «алмазах» — «намазах»… Господи, какое же здесь остроумие!.. (С. Медовников).

— Почему-то это пришло на ум ему, а не вам… (В.В.).

— Это неудачный пример.

— Я могу и удачный привести.

— С вашего позволения, я продолжу. Я думаю, что все-таки из этой книги найдется десятка два интересных выражений. Но в целом критика справедлива, и я на 87% с Вячеславом Верховским согласен. Кстати, к мнению Верховского нужно прислушаться очень внимательно, потому что Слава знает толк в этом жанре… Продолжайте. Кто-то шумит, кто-то поет, кто-то пьет, кто-то соблазняет женщин – а вы думайте о розе… (С.М.).

— …местами думая о женщинах (Л. Бражникова).

— Что же касается моего маленького предисловия… Я не оценивал те фразы, которые сочинил С. К. Я просто привел некоторые факты из истории краткой мысли. Только и всего. И не сравнивал С. ни с Эмилем Кротким, ни с Юрием Олешей, ни с Фридрихом Барбароссой… (С.М.).

— Барбароссы там действительно не было… (В.В.).

— Отнесемся спокойно и терпимо к такого рода сочинительству. Банальных стихов звучит гораздо больше, чем банальных фраз. Стихотворение можно написать под влиянием, под наитием, кого-то увидел, где-то ножка мелькнула – и стихотворение родилось без всяких усилий, как будто кто-то его нашептал. А придумать афоризм, не сходя с места, совершенно невозможно… (С.М.).

— Абсолютно возможно. «Одно неосторожное движение – и ты отец» (Жванецкий). Чудо! (В.В.).

— Вы цените остроумие. Но есть ум. Остроумие – это только антураж внешний… (С.М.).

— Вы правы (В.В.).

— Афоризмы пишутся умом или остро-умом? (А.К.)

— Сначала нужно быть умным, а потом понемножку заостряться. Это афоризм Михаила Светлова. А С. – человек серьезный, шутить не любит (к сожалению), он идет своим путем и уйдет далеко, если, конечно, Верховский его не остановит… (С.М.)

— Ну вот, Верховский стал крайний… (В.В.)

— Хотелось привести притчу про Шиву, который принял яд и не проглотил его, остановил на уровне горла. Потому что этот яд, если его проглотить, разрушит человека, а если выпустить наружу, он разрушит других… Вот надо брать пример с Господа Шивы… (Е. Морозова).

— Всем нравиться нельзя, все вас любить не могут, но вы должны любить всех (Л. Бражникова).

— Хорошая фраза (В.В.).

А.К.

Из книги С. К. :

= Постой! Не пора ли на свидание с самим собой?
= Радость ткёт крылья, печаль — хвосты.
= Знание, как река, одних топит, других направляет.
= Найти мало: нужно обрести!
= Обособление смерти подобно.
= Мир обречен на совершенство.
= Не бывает учения без творчества.
= Сверх — это естественно.

Обсуждение

Иса пишет:

23 мая, 2010

Сергей порадовал, позабавил, но больше порадовал))
Ведь вот, что вытекает из приведенных «афоризмов»

Постой! Не пора ли с собой на свидание?
Разум ткал крылья, незнанье — «хвосты»
В Знании я утонул, не придумал названия
Мыслям своим в простоте пустоты

Смерти подобен мой мир афористики:
Что там — не знает никто, даже я
Лем морщит лоб от такой казуистики:
Надо ж — на жанре пригрелась какая змея!

TrackBack URL

Оставьте комментарий:

Кораблевник, 1992-2019 Creative Commons License
Для связи: ak@korablevnik.org.ru